Главная » Статьи » Бизнес » Менеджмент

Законы организации

Каждый менеджер должен понимать, что любая организация действует в поле законов и закономерностей природы и общества.

Закон – это объективно существующая необходимо существенна, устойчивая повторяющая связь или зависимость между явлениями в природе или обществе. Существуют две категории закона:

1. Законы природы (в том числе законы природы человеческого общества) объективны, непротиворечивы и нерушимы.

2. Законы, придуманные людьми переменчивы и противоречивы.

На основе знания законов возможно достоверное предвидение течения процессов. Познать закон это значит, раскрыть ту или иную сторону в сущности исследуемого явления. Познание законов организации является важнейшей задачей теории организаций. Закон – это необходимая и существенная связь между элементами внешней и внутренней среды, обуславливающее их упорядоченное изменение. Понятие закона близко к понятию закономерности. Между этими категориями существует постоянная взаимосвязь, вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых законом и закономерностей. Законы различаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между наиболее универсальными свойствами и явлениями природы, общества и человеческого мышления - это область философии.

Частные и специфические законы изучаются частными естественными науками, или науками об обществе.

Законы организации бывают:

1. Общие законы, которые действуют во всех сферах системы.

2. Частные законы, которые действуют в одной из сфер общества или организации.

3. Специфические законы, которые действуют в конкретных ситуациях и видах деятельности.

Огромное число научных работ, в самых разных сферах, посвящены раскрытию закономерностей и законов, исходя из этого, были выделены следующие законы – аксиомы:

1. Всё связанно со всех.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничего не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Требования, предъявляемые к законам организации:

1. Законы организации не должны противоречить всеобщим законам развития и функционирования природы общества.

2. Законы организации должны выявляться и подтверждать на достаточно больших и достоверных информационных фондах на базе системы исследования.

3. Законы должны быть согласованны друг с другом и представлять собой не противоречивую систему.

4. Законы организации должны быть инструментом для решения проблем организации.

Синергия – это процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-либо системы, то есть синергизм означает, что система как единое целое даёт больший выход, чем работа каждого её элемента в отдельности. В социальных системах синергический эффект проявляется при принятии группового решения, в этом случае каждый участник может вносить на общее обсуждение свои предложения и участвовать в обсуждении других предложений, что позволяет принять оптимальное решение за счёт привлечения большего объема информации, опыта и рассмотрения большого количества альтернативного варианта решения. Для эффективной деятельности организации необходимо иметь определенный набор элементов, который в целом образует потенциал организации. Такими элементами являются: комплект оборудования, научные технологические разработки, кадровый состав, налоги управления. Различное сочетание этих элементов могут создать набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого образования уровня работника, так же при увольнении работников. Высокий потенциал возникает при приобретении организации совместимого оборудования, при совпадении целей организации.

Взаимодействие организации со средой требует выработки определенной стратегической линии:

1. Демпфирование. Принимает форму накопления материалов и оборудования для будущего использования, если техническое ядро стабильно, то демпфирующие усилия направлены на то, чтобы сила воздействия среды стала минимальной.

2. Сглаживание. Похоже на демпфирование, но стоит ближе к требованиям внешней среды. Сглаживанием организация стремиться уменьшить список требований, исходящих из среды.

3. Прогнозирование. Организация специально занимается прогнозированием, создавая соответствующие подразделения.

4. Рационирование. Нормирование ресурсов и распределение продуктов строго по необходимости. Организация, защищая свою технологию, специально сужает распределение, засекречивает и неполностью удовлетворяет спрос на продукцию.

К факторам сохранения относятся:

1. Внутренние факторы – это высокий профессионализм персонала, стабильность кадров, хорошая технологическая информационная и иная оснащенность и квалифицированное руководство.

2. Внешние факторы – это хорошая ресурсо-обеспеченность, наличие высокого спроса на продукцию, и положительное действие государства, общественности и т.п.

К факторам разрушения относятся:

1. Недостаток или избыток чего-либо, плохая оснащенность, слабое руководство, низкий профессионализм персонала и текучесть кадров.

2. Низкий спрос на продукцию, налоговый и бюрократический пресс, нормативное вмешательство в структуру предприятия, отсутствие эффективного страхования  и т.д.

Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов.

Одним из условий самосохранения организаций является страхование ресурсов и рисков. Таким образом, особенности действия закона самосохранения для живых и социальных систем состоят в следующем:

1. Самосохранение – это выживание системы, путем поддержания её целостности, состояния динамического равновесия и устойчивости, а так же экономного использования ресурсов.

2. Самосохранение связано с адаптацией системы к изменениям. Необходимым условием является рост и развитие.

Руководитель, зная объективный характер этого закона должен:

1. Иметь в запасе новую технологию.

2. Постоянно повышать уровень профессионализма персонала.

3. Поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми.

4. Изучать тенденции развития политической и экономической ситуации в стране и регионе.

5. Иметь своих информаторов среди конкурентов и среди чиновников.

6. В уставном капитале государства увеличить долю ликвидного имущества.

7. Постоянно вести аналитическую работу, чтобы заранее распознать надвигающуюся опасность и принять оперативные меры по уменьшению её воздействия.

Использование закона самосохранения можно выразить следующим правилом: Богатеет не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто мало тратит.

Закон развития. Каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала. Различают:

1. Нормальное развитие, то есть развитие соответствующее объективным возможностям и условиям.

2. Ускоренное развитие, то есть развитие более высокими темпами (сложный вариант и может создать проблемы для организации).

3. Замедленное развитие, развитие более низкими темпами, чем предполагается.

4. Прогрессивное развитие – это переход от низшего к высшему, от простого к сложному и от менее совершенного, к более совершенному.

5. Регрессивное развитие – это обратное движение, возврат к изжившим себя формам и структурам. Регресс играет не только отрицательную, но и положительную роль в жизни человека или компании. Регресс часто сопровождается отсеиванием детальных и концентрации общих представлений исходя из опыта и интуиции. Прогресс и регресс сопутствуют в развитии любой компании, поскольку в них идут процессы внедрения новых технологий (прогресс) и накопления опыта в упорядочении производственных отношений и укрепления традиций (регресс). Без прогресса не регресса, а без регресса не прогресса.

Развитие организаций обуславливают следующие факторы:

1. Изменение на рынке спроса и предложения.

2. Изменение внешней среды.

3. Изменение внутренней среды.

4. Изменение приоритетов потребностей и интересов человека или общества.

5. Старение и моральный износ имущественного и интеллектуального комплекса компании, изменение экологии и глобальное состояние цивилизации.

Основы потенциала компании составляют материальные и нематериальные ресурсы и величина Р максимальная является величиной субъективной и зависит от представления руководителей об устойчивости компании. Развитие компании и её продукции описывается кривой жизненного цикла, она включает восемь взаимосвязанных этапов:

1. Нечувствительность

2. Внедрение.

3. Рост

4. Зрелость

5.Насыщение.

6. Спад.

7. Крах или угасание.

8. Ликвидация или утилизация.

Положительная тенденция развития второго, третьего, четвертого этапа свидетельствует о прогрессивном развитии, а отрицательная тенденция шестого, седьмого этапов свидетельствует о регрессивном развитии. Первый, пятый и восьмой этапы могут представлять как прогрессивное, так и регрессивное развитие, в зависимости от направления наклона линии этого этапа. Концепция жизненного цикла, товара широко используется в маркетинге. Подобный жизненный цикл проходит любая компания, поэтому руководитель должен знать, на каком этапе развития находиться организация, чтобы оценить насколько принятый стиль руководства соответствует характеристикам этого этапа.

Различают следующие этапы жизненного цикла организации:

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется её продукт и система продвижения товара. Цели организации четко не сформированы, творческий процесс протекает свободно, организационная структура не формализована. Основной задачей руководителя является стабильно обеспечение её ресурсами.

2. Этап роста. Характеризуется формированием миссии и формальных правил в организации. Однако коммуникация и контроль в организации остаются неформальными. Начинает процесс разделения труда и специализации, появляется необходимость делегирования полномочий и формирование иерархии ответственности. Основные задачи руководителя: решение социальных проблем коллектива, для формирования заинтересованности работников, обеспечение баланса между текущей и перспективной деятельностью и поисками новых сфер приложения капитала, внедрение прогрессивных структур управления и информационных технологий.

3. Этап зрелости. Структура организации становится более сложной, иерархичной, вводится правило и определяются процедуры. Возрастает степень разделения труда и специализации, усиливается централизация, возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится консервативным. Упор в управленческой деятельности делается на эффективность инноваций и стабильность, организация становиться бюрократичной. Основные задачи руководителя: следить за поведением конкурентов и при необходимости вносить изменения в перспективные планы организации, анализировать возможность технического перевооружения производства и повышения уровня технологической, конструкторской подготовки производства, определить производственную и научно-техническую политику организации.

4. Этап спада. В результате конкуренции сокращения рынка снижается спрос на продукцию организации, повышается потребность в работниках обладающих ценными специальностями. Возрастает число конфликтов, механизм разработки и принятия решений становиться максимально централизованным. Организация становиться слишком бюрократичной и консервативной к руководству организацией приходят новые люди, пытающиеся задержать спад. Основные задачи руководителя: рассмотреть возможность экономии всех видов ресурсов и концентрации деятельности организации на наиболее перспективном направлении, изучить возможности слияния с другими компаниями, внести изменения в структуру и методы управления организации и установить связи с новыми рынками и поставщиками.

Таким образом, развитие организации находит своё выражение в жизненном цикле организации. Основными факторами развития являются:

1. Элементный состав организации.

2. Взаимосвязь элементов и структура организации.

3. Динамичность и нацеленность на развитие организации.

Закон развития опирается на следующие принципы:

1. Принцип инерции: изменение потенциала организации должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия.

2. Принцип самозависимости: на повышение потенциала организации влияет потенциал самой организации.

3. Принцип эластичности: каждая организация пытается сгладить последствия возмущающих воздействий.

4. Принцип непрерывности: процесс изменения потенциала организации идёт непрерывно.

5. Принцип стабилизации: организация стремиться к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.

Категория: Менеджмент | Добавил: marfei (26.03.2013)
Просмотров: 2153 | Теги: законы организации, законы и закономерности организ, закон о некоммерческих организациях, специфические законы организации, законы организации статьи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]